Неточные совпадения
«Классовое
самосознание? Да — был ли мальчик-то?»
Слушая, как в редакции говорят о необходимости политических реформ, разбирают достоинства европейских конституций, утверждают и оспаривают возникновение в России социалистической крестьянской республики, Самгин думал, что эти беседы, всегда горячие, иногда озлобленные, — словесная игра, которой развлекаются скучающие, или ремесло профессионалов, которые зарабатывают хлеб свой тем, что «будят политическое и национальное
самосознание общества».
Классовым
самосознанием обладает только верхний слой буржуазии…
Неприятно было вспомнить, что Кутузов был первым, кто указал на нелепую несовместимость марксизма с проповедью «национального
самосознания», тогда же начатой Струве в статье «Назад к Фихте».
— Так вот, значит: у одних — обман зрения, у других — классовая интуиция. Ежели рабочий воспринимает учение, ядовитое для хозяина, хозяин — буде он не дурак — обязан несколько ознакомиться с этим учением. Может быть, удастся подпортить его. В Европах весьма усердно стараются подпортить, а наши юные буржуйчики тоже не глухи и не слепы. Замечаются попыточки организовать классовое
самосознание, сочиняют какое-то неославянофильство, Петра Великого опрокидывают и вообще… шевелятся.
— Одно из основных качеств русской интеллигенции — она всегда опаздывает думать. После того как рабочие Франции в 30-х и 70-х годах показали силу классового пролетарского
самосознания, у нас все еще говорили и писали о том, как здоров труд крестьянина и как притупляет рост разума фабричный труд, — говорил Кутузов, а за дверью весело звучал голос Елены...
А ведь согласитесь, Сергей Александрыч, в славянофильстве, за вычетом неизбежных увлечений и крайностей в каждом новом деле, есть, несомненно, хорошие стороны, известный саморост, зиждительная сила народного
самосознания…
Самосознание предполагает самокритику и самообличение.
Это путь к
самосознанию, к осознанию того, что нужно России для раскрытия ее великих духовных потенций, для осуществления ее мировых задач.
Наша консервативная мысль была еще родовой мыслью, в ней не было
самосознания личного духа.
Вынужденное всемирной историей обращение к интересам международным, к историческим судьбам народов и их взаимоотношениям обращает также и внутрь жизни каждого народа, повышает и укрепляет национальное самочувствие и
самосознание.
Но
самосознание ее должно быть и ее самоочищением.
Блестящий пример полной утери истинного
самосознания и полной тьмы от бахвальства и самомнения являет ныне Германия.
Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном
самосознании.
Русское национальное
самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский народ по духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.
Тема — основная для нашего национального
самосознания и очень ответственная; тема — основная для философии истории и требующая серьезной философской подготовки.
Растет национальное
самосознание.
Русское
самосознание не может быть ни славянофильским, ни западническим, так как обе эти формы означают несовершеннолетие русского народа, его незрелость для жизни мировой, для мировой роли.
И
самосознание России должно быть прежде всего освобожденным от подвластности и порабощенности у собственной национальной стихии.
Русское национальное
самосознание и
самосознание всеславянское рождалось у нас в распрях славянофильства и западничества.
Тогда русское
самосознание освобождается от лживых и фальшивых идеализаций, от отталкивающего бахвальства, равно как и от бесхарактерного космополитического отрицания и иноземного рабства.
Подлинное национальное
самосознание ставит бытие нации в перспективу мировой истории, оно преодолевает провинциализм национальной жизни и национальных интересов.
Никогда бахвальство не было
самосознанием, оно может быть лишь полным затмением.
В этом с гегелевским оптимизмом очень сходится гартмановский пессимизм, для которого тоже процесс
самосознания Божества происходит в германском духе.
Мировое столкновение славянской расы с расой германской, к которому вела вся история и которое не было непредвиденным, не может, казалось бы, не привести к славянскому
самосознанию.
Эта погруженность в стихию русской земли, эта опьяненность стихией, оргийное ее переживание не совместимы ни с какой культурой ценностей, ни с каким
самосознанием личности.
Мы уже вступаем в тот возраст нашего бытия, когда время нам уже выйти из детского западничества и детского славянофильства, когда мы должны перейти к более зрелым формам национального
самосознания.
Славянофильство имело большие заслуги в деле национального
самосознания, но оно было первоначальной, детской стадией этого
самосознания, не соответствующей нынешнему историческому возрасту.
Необходимо внутри нашего национального
самосознания произвести расчленения и очищения.
Я думаю, что нынешний исторический день совершенно опрокидывает и славянофильские, и западнические платформы и обязывает нас к творчеству нового
самосознания и новой жизни.
Но это
самосознание личного духа мало чувствовалось и в нашей прогрессивной мысли.
Если это и будет автобиографией, то автобиографией философской, историей духа и
самосознания.
Гаев. Да… Это вещь… (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного
самосознания.
Для интересующей нас истории русского
самосознания он имел мало значения.
Русское
самосознание должно было пройти через это горькое самоотрицание, это был диалектический момент в развитии русской идеи.
Несмотря на западные влияния, особенно Ницше, хотя и по-особенному понятого, влияния западных символистов, была устремленность к русскому
самосознанию.
Человечество должно было пройти все стадии первоначального, естественного откровения, пережить языческий политеизм, индийское мироотрицание и иудейское единобожие, должно было достигнуть высших ступеней философского
самосознания в Греции и совершить полные предчувствий греческие мистерии, должно было устроиться римское всемирное царство, объединяющее человечество в мировой культуре, чтобы мир созрел для явления Христа, чтобы тоскующее, жаждущее человечество увидело Логос во плоти.
По сущности церковного
самосознания церковь состоит из сынов, из свободных и любящих, к ее жизни не приобщаются рабы, изнасилованные и тяготящиеся.
И ложное смирение и самоограничение есть лишь слабость церковного
самосознания и самочувствия.
Прежде всего нужно помнить, что язычество было религией рода, что в нем не было еще самоощущения и
самосознания личности.
Вслед за Шеллингом Лосский должен будет признать, что познание есть
самосознание Абсолютного Разума, к которому мы приобщаемся.
И после того как философия была превращена Гегелем в идол, философия была свергнута, она пала так низко, как не падала еще никогда в истории человеческого
самосознания.
С трудом можно найти следы этой мистики в русской литературе и русском
самосознании XIX века.
Тот дифференцирующий процесс
самосознания, которым наполнена история философии, имел положительную миссию, он ко многому привел.
Мировая история философии громко свидетельствует, что связь с бытием и абсолютным не порвана окончательно, что нить вечной связи тянется через всю историю философского
самосознания человечества.
Знание есть акт
самосознания и самопознания универсального бытия, к которому и мы приобщаемся, — функция универсального развития.
Личное
самосознание и есть христианское
самосознание, есть сознание единственности и неповторяемости своей личности в неразрывной связи с единственностью и неповторяемостью Христа.
Я не предлагаю вернуться к первоначальной наивности, это было бы невозможно и это значило бы, что весь процесс мирового
самосознания совершился даром и ничего не завоевал.
Отщепленной от народного целого интеллигенции всего мира поверилось, что она окончательно вступила в третий фазис развития, окончательно освободилась от пережитков прошлого, что знанием для нее исчерпывается восприятие мира и сознательное отношение к миру, что все человечество тогда лишь станет на высоту
самосознания, когда вырвет из своей души семя веры и отдастся гордому, самодержавному, всесильному знанию.
Христос явился как единственная и неповторимая точка мировой истории, в которой совершилось
самосознание человека, освобожденного от гипноза стихийных и хаотических сил.